Методология цифровых методов проектирования морских навалочных терминалов
Оглавление
Авторы

Кузнецов Александр Львович

профессор кафедры портов и грузовых терминалов ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова»; доктор технических наук; профессор; заместитель председателя диссертационного совета по научным специальностям 05.22.17 – Водные пути сообщения и гидрография, 05.22.19 – Эксплуатация водного транспорта, судовождение; член экспертного совета ВАК по транспорту.

Купцов Николай Владимирович

кандидат технических наук, заместитель председателя российской группы Всемирной ассоциации инфраструктуры водного транспорта PIANC. Работал в российских проектных организациях («Балтморпроект», «ГТ Морстрой»), голландской инженерно-консалтинговой компании по инжинирингу морских портов (Royal Haskoning DHV) и производственно-инвестиционном холдинге («Газпром нефть»).

Семенов Антон Денисович

аспирант кафедры портов и грузовых терминалов ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова».

Содержание процедуры проектирования

Жизненный цикл проекта по вводу в эксплуатацию современных морских перегрузочных комплексов (терминалов) как объектов транспортной инфраструктуры проходит стадии проектного цикла: от инициирования бизнес-идеи до пуско-наладочных работ при завершении строительства. Конкретные названия этапов и их содержание имеют различные наименования в зависимости от национальных особенностей, сложившегося глоссария в отрасли, требований к проектному управлению от заказчика и инвесторов.

Жизненный цикл крупного портового проекта в рамках многостадийного подхода характеризуется длительностью в 5-7 лет от момента инициации проекта до ввода в эксплуатацию. Завершение одного из этапов является вехой начала работ последующего более детализированного этапа.

Нормативная база в РФ закрепляет обязательное двухстадийное проектирование, в рамках которого необходимо разработать проектную и рабочую документацию. В упрощенном виде процесс проектного цикла включает предпроектные проработки, проектную документацию с прохождением государственных экспертиз, рабочую документацию, строительство. В мировой практике основными стадиями реализации крупных проектов являются «Оценка», «Выбор», «Определение», «Реализация», которые обладают различными требованиями к детализации.

Разбивка на стадии необходима в связи с тем, что ввод в эксплуатацию новых объектов требует значительных капитальных вложений, а уверенность в экономической рентабельности возникает при получении более подробных исходных данных.

Стадия концептуального проектирования «Оценка» зачастую выполняется внутри холдинга-инвестора, стадия «Выбор» - с точечным привлечением инженерных и консалтинговых компаний на отсутствующие внутри компании компетенции, а на стадиях «Определение» и «Реализация» активно вовлекаются третьи стороны:

  • специализированные подрядчики: проектные институты, инжиниринговые и консалтинговые компании, EPC-подрядчики и поставщики;
  • финансовые организации: банки, партнеры-инвесторы, институты государственного развития, долгосрочные клиенты, трейдеры;
  • разрешительные органы: Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство), Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот), Государственная экологическая экспертиза, ФАУ «Главгосэкспертиза России»;
  • надзорные органы: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральная таможенная служба и др.;
  • эксплуатирующие организации: стивидор терминала, ФГУП «Росморпорт», судоходные компании, железнодорожные компании.

Каждая из стадий предполагает различную степень участия третьих сторон. Координацию и удовлетворение интересов всех сторон выполняет холдинг-инвестор, предоставляя ограниченные необходимые объемы информации для заинтересантов. Процедура проектирования подразумевает развитие во времени и является процессом, который в идеале должен строиться на базе последовательного и согласованного методического базиса, чтобы предоставляемая информация не имела противоречий. Но разная степень представлений об объекте, рост объема и сложности структуры релевантной информации о нем, многовариантность, увеличение трудоемкости и детализации от стадии к стадии делают создание такого базиса сложной проблемой с теоретической и практической точки зрения.

Зачастую в существующей сегодня практике последовательность относительно независимых этапов имеет фрагментарные связи через обособленные документы и технические задания, которые при проектировании в РФ опираются на методические рекомендации СП 350.1326000.2018 «Нормы технологического проектирования морских портов».

Для морских портовых перегрузочных комплексов до разработки проектной документации по требованию государственных органов разрабатывается декларация о намерениях инвестирования в строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта, ключевым элементом которой являются основные технические решения.

Процедура проектирования во многих случаях выполняется различными организациями и специалистами. Самые подробные технические задания, которые являют собой концентрированный формат представлений об объекте, развитых предшествующими участниками и даже подробные отчеты о проведенных работах, не в состоянии отразить полноту картины. Многие сделанные при расчетах важные методические предположения, допущения, критерии, не выражаемые формальными средствами опыт и интуиция (или их отсутствие) отсутствуют в технических заданиях. Таким образом проект может терять обоснованность при переходах с этапа на этап. Появление на поздних стадиях проектирования новых обстоятельств требует внесения изменений в текущий проект. Подобные изменения могут привести к полной утрате экономической эффективности проекта, поскольку де-факто могут выводить параметры проектируемого объекта за границы допустимых областей, принятых на ранних стадиях.

Одним из наиболее важных и длительных этапов при реализации строительных проектов является этап проектирования, когда прорабатываются различные варианты компоновок терминала, выполняется подбор технологического оборудования. Ранние предпроектные проработки по своей природе носят предварительный характер, характеризуются рассмотрением многочисленных вариантов и сжатыми сроками выполнения. Необходимость придания им конкретной формы и структуры содержания, устанавливаемая официальными документами, входит в противоречие с этим. Разрешение данного противоречия необходимо искать в использовании теории искусственного интеллекта и методов цифровизации. Для того, чтобы эти решения были обоснованы, необходимо разрабатывать углубленные методы анализа. Такие цифровые инструменты проектирования позволят снизить сроки прохождения ранних предпроектных стадий, проанализировав все возможные варианты различных комбинаций решений.

Разработанная система технологического проектирования перевалочных комплексов навалочных грузов представляет является первым в РФ реализованным цифровым инструментом для поддержки принятия решений на ранних проектных стадиях о составе и технологии использования специализированного оборудования для перевалки навалочных грузов. При ее реализации использованы научные, проектные и эксплуатационные источники информации, реализованы обоснованные расчетные алгоритмы.